Обычно первые признаки аутизма становятся заметными к 3-4 годам, но иногда можно распознать симптомы расстройства и в более раннем возрасте:
отказ от тактильных контактов – малыш крайне негативно реагирует на прикосновения матери, успокаивается только когда его кладут в кроватку;
необычная реакция на сенсорные стимулы – проявляет гиперчувствительность или наоборот, не реагирует на звуки, запахи, свет;
различные нарушения речи – отказывается говорить или издает повторяющиеся звуки, говорит о себе в третьем лице или не может соединить слова в предложения;
нарушение социального взаимодействия – старается избегать зрительного контакта, не реагирует на обращение к нему, игнорирует игрушки и других детей, любит одиночество;
стереотипное поведение – выполняет только привычные действия, не интересуется новым, ест однотипную еду, носит только определенную одежду, любые изменения вызывают панику, истерику, тревогу;
нарушения концентрации внимания – тяжело сосредотачивается на чем-то или же наоборот, слишком сосредоточен на каком-то действии или предмете;
нарушение чувства самосохранения – игнорирует ситуации, угрожающие его безопасности или излишне мнительный и тревожный.
Безусловно, все эти признаки могут быть просто особенностями характера и развития ребенка, но все же если родители заметили хотя бы некоторые из перечисленных симптомов, лучше обратиться к специалистам. Чем раньше будет поставлен диагноз и начнется коррекционная работа, тем больше вероятность того, что ребенок сможет успешно развиваться и социализироваться в обществе.
Первичная консультация. Ребенка осматривает доктор, выясняет у родителей повод для обращения, протекание беременности и возможные патологии.
Проведение тестирования. Существуют специальные скрининговые тесты на выявление симптомов аутизма.
Аппаратное обследование. Чтобы исключить другие заболевания со схожими симптомами, делают ЭЭГ, МРТ или УЗИ головного мозга.
Клиническое наблюдение. Для подтверждения диагноза специалистам необходимо понаблюдать за поведенческими реакциями ребенка.
Комплексная терапия. Для достижения результата необходимо проводить работу, включающую в себя занятия по общему развитию ребенка, комплекс логопедических упражнений, игротерапию, групповые занятия и тренинги на развитие социальных навыков, физиотерапию, психологическую поддержку семье, медикаментозную терапию.
ребенка с РАС особые образовательные потребности: для таких детей необходимо особым образом организовать учебное пространство, учебный процесс, взаимодействие с окружающими, оценивание результатов учебной деятельности. Для этого педагоги используют специальные приемы:
заранее ознакомить ученика со своим расписанием и ходом урока, чтобы не возникло состояние тревожности ученик; о любых изменениях заранее предупредить;
разработать систему поощрения – ребенок должен чувствовать себя успешным;
дать возможность ему двигаться, когда это необходимо;
дать возможность уединиться, если возникла сенсорная перегрузка – ширма, палатка, одноместная парта;
разрешить брать с собой на урок ценные для ребенка вещи;
оценивать учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей конкретного ученика;
использовать интерактивное оборудование и специально разработанные программные комплексы для повышения наглядности изучаемого материала.